Система правового регулирования:
Законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст.3 ч.1 ФЗ № 323).
Основным законом, регулирующим отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" который определяет правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав; полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников (ст.1 ФЗ № 323).
___________________________________________________________________________
Порядок и стандарты оказания медицинских услуг:
Согласно ст. 37 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации..
Стандарты медицинской помощи и порядок ее оказания утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Из содержания Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 г. N 608 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации" следует, что федеральным органом исполнительной власти уполномоченным устанавливать порядок оказания медицинской помощи является Министерство здравоохранения Российской Федерации.
· Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.07.2020 г. № 803н "О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению"
Полный перечень действующих порядков и стандартов медицинской помощи размещен на сайте МЗ РФ (сделать ссылку на сайт: rosminzdrav.ru)
Обязательное медицинское страхование
Законодательство об обязательном медицинском страховании основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации. Отношения, связанные с обязательным медицинским страхованием, регулируются также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Постановление Правительства Ульяновской области от 29.12.2020 № 805-П «Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», в рамках которой клиника определённый объем помощи оказывает бесплатно.
На основании ст.40 ФЗ № 326 приказом ФФОМС от 01.12.2010 № 230 утвержден порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества медицинской помощи по ОМС.
Страховые медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере обязательного медицинского страхования:
- Филиал ООО "Капитал Медицинское Страхование" в Ульяновской области
432063, Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Ленина, д.89, тел. (8422) 38-47-13 |
пн-пт: 08:00-17-00, сб-вс: выходной. Федеральный контактный центр: 8-800-100-81-01 |
- Ульяновский филиал АО "Страхования компания "СОГАЗ-Мед"
432063, Ульяновск, ул. Гончарова, 34а, телефоны: 8 (800) 333-22-25; +7 (8422) 79-44-46
пн,вт 8:00–17:00, перерыв 12:00–12:30, ср 8:00–19:00, перерыв 12:00–12:30, чт,пт 8:00–17:00, перерыв 12:00–12:30, сб 9:00–12:00)
Врачебная тайна
Особое внимание в нашей клинике уделяется требованиям об охране врачебной тайны.
В соответствии со статьями 23 и 24 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее Федеральный закон 323-ФЗ) к врачебной тайне относится следующая информация:
- о факте обращения за оказанием медицинской помощи;
- о состоянии здоровья и диагнозе;
- иные сведения, полученные при медицинском обследовании пациента и его лечении.
Запросы о предоставлении информации составляющей врачебную тайну можно условно разделить на 3 вида:
- Запросы из правоохранительных органов, прокуратуры и суда.
- Адвокатские запросы и запросы от работодателей
- Запросы от представителей пациентов.
Запросы правоохранительных органов, прокуратуры и судов:
Согласно ч. 4. ст.13 Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", предоставление информации на основании мотивированного запроса допускается если
федеральным законом установлен специальный порядок получения информации.
Содержание диспозиции п.п. 3 ч.4 ст. 13 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" позволяет утверждать, что порядок предоставления информации составляющей врачебную тайну имеет специальное правовое регулирование.
В соответствии с установленным порядком, информация правоохранительным органам может быть предоставлена исключительно в рамках проведения расследования.
Закон не предусматривает возможность предоставления информации в связи с "служебной необходимостью" или "проведением проверки".
Предоставление информации на основании судебного запроса осуществляется исключительно в рамках судебного разбирательства.
Единственным "исключением" из общего правила является Прокуратура, сотрудники которой вправе получить информацию в рамках осуществления надзорной деятельности.
Адвокатские запросы и запросы работодателей:
Не редко работодатель пытается убедиться в достоверности документов предоставленных работником в качестве обоснования причины отсутствия на рабочем месте.
Закон не относит работодателя к числу лиц, которым может быть предоставлена информация без согласия пациента.
Предусмотренные ч.3 ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" полномочия адвоката на сбор информации, в том числе путем направления соответствующих запросов не распространяются на право получения информации составляющей врачебную тайну без согласия пациента.
По мнению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ изложенному в Определение от 12 мая 2010 г. N 49-В10-5, Закрепленное в статье 6 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ право адвоката собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, и обязанность соответствующего органа предоставить такую информацию, не распространяются на установленные законом конфиденциальные сведения.
Запросы от представителей пациентов:
Информация по запросу будет предоставлена только в случае предъявления письменного согласия пациента на предоставление информации составляющей врачебную тайну.
Письменное согласие пациента может быть оформлено в присутствии сотрудников Клинки при заключении договора либо у нотариуса.
Информация о несовершеннолетних пациентах предоставляется только на основании согласия их родителей.
Таким образом, информация, составляющая врачебную тайну может быть предоставлена только в случаях прямо предусмотренных законом.
Для наглядности указываем случаи, при которых допускается предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя:
- в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю, с учетом положений Федерального закона 323-ФЗ;
- при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
- по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;
- в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 Федерального закона 323-ФЗ, а также несовершеннолетнему, не достигшему возраста, установленного частью 2 статьи 54 Федерального закона 323-ФЗ, для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;
- в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;
- в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;
- в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, а также несчастного случая с обучающимся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и в соответствии с частью 6 статьи 34.1 Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" несчастного случая с лицом, проходящим спортивную подготовку и не состоящим в трудовых отношениях с физкультурно-спортивной организацией, не осуществляющей спортивной подготовки и являющейся заказчиком услуг по спортивной подготовке, во время прохождения таким лицом спортивной подготовки в организации, осуществляющей спортивную подготовку, в том числе во время его участия в спортивных соревнованиях, предусмотренных реализуемыми программами спортивной подготовки;
- при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;
- в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования;
- в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с Федеральным законом 323-ФЗ.